Уважаемые пациенты! Мы не работаем 1 и 9 мая. Но мы доступны по телефону +7 (921) 401-99-66.

Уважаемые пациенты! Мы не работаем
1 и 9 мая. Но мы доступны по телефону +7 (921) 401-99-66.

Эрозия эмали

Содержание

Кариес – самое распространенное заболевание в мире. Однако в практике врача-стоматолога встречаются и некариозные поражения, которые также могут стать причиной разрушения и даже потери зубов. Например, эрозия эмали.

Эрозия эмали

Что такое эрозия эмали

Это некариозное поражение, формирующееся после прорезывания под воздействием внешних и внутренних факторов. Заболевание развивается медленно – годами и даже десятилетиями.

И это не только косметический дефект, это серьезная патология, которая может стать причиной разрушения зубов, вплоть до их полной потери. Поэтому начинать лечение необходимо как можно скорее.

Разрушение эмали и дентина может происходить в любом возрасте, однако чаще эрозия регистрируется в постоянном прикусе у взрослых, особенно пожилых пациентов. Учитывая особенности питания, популярность и доступность некоторых напитков, продуктов, эрозия эмали все чаще регистрируется у школьников разного возраста.

По наблюдениям стоматологов, поражение чаще затрагивает зубы верхней челюсти: клыки и резцы, которые входят в линию улыбки. Причем поражение носит симметричный характер.

Причины эрозии эмали

В группе риска пациенты после 45-50 лет. И объясняется это возрастным истончением эмали. После каждого приема пищи эмаль стирается на несколько микрон, однако под действием слюны восстанавливается. Но с возрастом эти процессы нарушаются, дополнительно действуют другие факторы, приводящие к эрозии эмали. В итоге к 45-50 годам толщина самой твердой ткани человеческого организма уменьшается и любым патологическим процессам легче развиваться.

Эрозия регистрируется и у молодых людей. В таком случае действуют следующие причины:

• Злоупотребление сладкими газировками, соками и энергетиками. Большинство таких напитков содержат ортофосфорную кислоту, которая постепенно расплавляет эмаль. Проблема характерна не только для детей школьного возраста, но и взрослых.
  • Профессиональные вредности. Известно, что работа на кондитерских фабриках, химических, металлургических и других производствах значительно повышает вероятность эрозии эмали.
  • Болезни внутренних органов. Например, патологии пищеварительного тракта. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, гастрит с повышенной кислотностью создает кислую среду в полости рта, желудочный сок негативно влияет на эмаль и приводит к эрозии. Значение имеют и эндокринные патологии, особенно гипертиреоз.
  • Хроническая травма. Использование высокообразивных и отбеливающих паст, жестких щеток и пренебрежение правилами чистки также могут стать причиной эрозии.

Классификация эрозии эмали зубов

В клинической практике выделяют несколько форм заболевания, от этого зависит выбор тактики лечения, а также прогноз.

Эрозия эмали может протекать в двух формах:

• Активная.

Характеризуется быстрым развитием клинической картины. При этом симптомы яркие, болезнь быстро прогрессирует. При осмотре заметно изменение структуры и цвета эмали. На поверхности эмали появляется выраженная болезненная реакция при действии температурных, химических, механических и других видов раздражителей.

• Стабильная.

Развивается годами, симптомы неярко выражены или вовсе отсутствуют. Организму достаточно компенсаторных сил, чтобы восстановить эмаль и поврежденный дентин. Однако рано или поздно произойдет «обострение», и стабильная стадия переходит в активную.

При постановке диагноза учитывают и стадию развития эрозии эмали:

• Начальная или первичная.

Сложная для диагностики, ведь симптомы практически отсутствуют. Заметить изменения может только стоматолог в момент диагностики и осмотра. Настораживающий симптом – потеря натурального блеска и изменение оттенка зубов.

• Средняя.

Появляются первые симптомы: повышенная чувствительность при действии холодного, горячего, соленого и других раздражителей. При осмотре полости рта заметно появление пятен на поверхности зубов – так проявляет себя эрозия. Может появляться ощущение прилипания зубов.

• Глубокая.

Характеризуется глубоким поражением на всю толщину эмали. При осмотре на зубах заметно оголение дентина, который имеет более желтоватую окраску. Учитывая особенности строения дентина, он быстрее окрашивается. Ощущение прилипших зубов при смыкании усиливается.

Симптомы эрозии эмали

На ранних стадиях развития болезни выраженные симптомы отсутствуют. Чаще имеющиеся признаки остаются незамеченными или же неправильно интерпретированными. Повышенную чувствительность зубов списывают на проблемы с деснами или же вовсе оставляют без внимания.

По мере прогрессирования болезни происходит истончение эмали, появляются дефекты на поверхности зубов. Их хорошо заметно. Имеют округлую или овальную форму, на эмали появляются чашеобразные углубления. Пятна сначала белые, меловидные, но постепенно меняют окраску: от светло-желтого до темно-коричневого.

Выраженные симптомы, которые невозможно игнорировать, проявляются на поздних стадиях развития болезни. К их числу относят:

• повышенную чувствительность зубов;
  • изменения цвета зубов – появление пигментных пятен;
  • чрезмерную прозрачность эмали, особенно в области режущего края передних зубов;
  • дефекты округлой и чашеобразной формы на зубах;
  • потерю четкости контура коронковой части, которая становится округлой;
  • шероховатость поверхности зубов, которая ощущается языком.

При появлении таких симптомов нужно как можно скорее записаться на прием к стоматологу.

Диагностика эрозии зубов

Для диагностики обычно достаточно визуального и инструментального осмотра. При осмотре стоматолог может заметить характерные изменения эмали, ее истончение. С учетом сопутствующих симптомов можно предположить проблему.

Однако симптомы эрозии схожи с другими стоматологическими заболеваниями. Поэтому необходима дифференциальная диагностика – комплекс мер, которые помогут отличить заболевания с одинаковыми симптомами, но разным лечением.

С этой целью проводится тест с высушиванием. В некоторых случаях может потребоваться использование стоматологического микроскопа. Многократное увеличение поможет выявить изменения эмали на самых разных стадиях.

Нередко стоматологи направляют на консультацию к другим специалистам: эндокринологу, гастроэнтерологу и др.

Лечение эрозии эмали зубов

Тактика зависит от степени сложности и стадии развития болезни. Лечение эрозии эмали – обычно комплекс терапевтических процедур, которые включают:

• Реминерализацию.

Насыщение эмали минералами укрепляет ее кристаллическую решетку. Способствует ее восстановлению и прекращению патологических процессов. Однако к такому методу прибегают только на ранних стадиях развития эрозии. Для улучшения показателей и стабилизации терапевтического эффекта назначают поливитаминные комплексы, прием препаратов кальция, фтора, фосфора и витамина D внутрь.

• Терапевтические методы.

Назначаются другими специалистами, например, гастроэнтерологом, эндокринологом. Исходя из основного заболевания.

• Избирательное пришлифовывание эмали.

Если дефекты эмали уже сформировались, то стоматолог может проводить избирательное пришлифовывание с целью сглаживания эмали. В последующем проводят комплекс реминерализующей терапии, направленный на восстановление кристаллической решетки эмали. По показаниям могут использоваться инфильтрационные методы лечения, например, ICON.

• Пломбирование.

К такому методу лечения прибегают при формировании дефектов на эмали. Реставрация эрозии эмали пломбировочным материалом преследует несколько целей: возвращение зубам функциональности, закрытие эстетических дефектов, предотвращение осложнений.

• Протезирование.

Могут использоваться виниры или же коронки. Выбор конструкций зависит от клинической картины и степени разрушения зубов. При тяжелых формах эрозии рекомендовано протезирование, ведь пломбирование дает лишь временный результат.

При адекватно назначенной терапии с учетом степени тяжести и формы заболевания удается восстановить структуру эмали. Пациентам рекомендовано регулярно посещать стоматолога для профилактических осмотров и манипуляций. Для поддержания терапевтического эффекта нужно ограничить употребление продуктов, способных усилить разрушение эмали.

Профилактика эрозии эмали

Особенно важно придерживаться правил профилактики пациентам, входящим в группу риска. Действие причинных факторов удается сдерживать путем:

• Коррекции питания – включения большего числа белковых продуктов, а также источников кальция и фосфора.
  • Ежедневной чистки зубов с использованием паст, содержащих минеральные комплексы. Рекомендовано ограничить использование агрессивных зубных паст, в том числе и отбеливающих.
  • Отказа от домашнего отбеливания. Эта профессиональная процедура. И для достижения желаемого эффекта без последствий проводить ее можно только в кабинете стоматолога.
  • Регулярных профилактических осмотров и манипуляций у пациентов, подвергающихся действию профессиональных вредностей. Выбор их осуществляется индивидуально и зависит от множества факторов.
  • Регулярного посещения стоматолога для проведения профессиональной чистки зубов, а также реминерализации.
  • Ограничения кислотных напитков, особенно сладких газировок.

Преимущества лечения эрозии эмали зубов в Axioma Dental

Эрозия эмали – сложное и медленно прогрессирующее заболевание. Нарушения в структуре эмали – это причина болезненных ощущений, нарушения пережевывания пищи, не говоря уже об эстетическом дефекте. При отсутствии лечения высока вероятность потери зубов.

Клиника Axioma Dental приглашает пациентов для диагностики и лечения эрозии эмали. Наши врачи предоставляют полный комплекс терапевтических процедур:

• Реминерализацию эмали, инфильтрационные методы лечения.
  • Художественную реставрацию зубов для восстановления функции зуба и эстетики улыбки.
  • Различные виды протезирования. Коронки изготавливаются в собственной зуботехнической лаборатории по цифровым методам, что гарантирует ювелирную точность за короткие сроки.

Наши пациенты могут быть уверены в том, что лечение не только симптоматическое, но и направлено на первопричину. А после обследования врачи составят индивидуальный план профилактики.

Список литературы:

1. Buzalaf MA, Hannas AR, Kato MT. Saliva and dental erosion. J Appl Oral Sci. 2012 Sep-Oct;20(5)
  2. Donovan T, Nguyen-Ngoc C, Abd Alraheam I, Irusa K. Contemporary diagnosis and management of dental erosion. J Esthet Restor Dent. 2021 Jan;33(1)
  3. Nyland BP, Pereira CP, Soares P, da Luz Weiss DS, Mikos WL, Brancher JA, Vieira S, Freire A. Enamel erosion control by strontium-containing TiO2- and/or MgO-doped phosphate bioactive glass. Clin Oral Investig. 2022 Feb;26(2)
  4. Ronay FC, Wegehaupt FJ, Becker K, Wiedemeier DB, Attin T, Lussi A, Steiger-Ronay V. Pure hydroxyapatite as a substitute for enamel in erosion experiments. J Dent. 2019 May
  5. Луцкая И.К., Зиновенко О.Г., Коваленко И.П. Эпидемиологические аспекты гиперестезии зубов. Стоматология. 2015;94(3):12‑15.

Маканина Лина Викторовна

Врач стоматолог-терапевт