Альвеолит

Альвеолит – это постхирургическое осложнение, характеризующееся воспалением альвеолы (лунки) удаленного зуба. Предрасполагающим фактором для формирования осложнения является травматичность операции и несоблюдение рекомендаций врача в послеоперационном периоде, а также некоторые болезни внутренних органов и обменных процессов.

Причины альвеолита

После удаления зуба в лунке в течение нескольких минут образуется кровяной сгусток. Его задача – остановить кровотечение, защитить лунку от инфекции и др. Но в случае если он травмируется/разрушается, то это и приводит к воспалению. Увеличить шансы на его травмирование и последующее инфицирование лунки может:

• Несоблюдение пациентам правил после удаления зуба: травмирование сгустка, полоскание полости рта и др.
  • Травматичное удаление зуба.
  • Ошибки и осложнения после удаления: в лунке осталась часть зуба, травмировалась альвеола челюсти, некачественная антисептическая обработка лунки после удаления зуба, особенно если причина в гнойных заболеваниях.
  • Сгусток могут не сформироваться из-за кровотечения, на фоне приема некоторых лекарств.

Предрасполагающим фактором становятся болезни внутренних органов и обменных процессов. В группе риска пациенты, страдающие от сахарного диабета, гипертонии, а также курильщики.

Кариес и воспалительные болезни десен — факторы риска. Поэтому, если речь идет о плановом удалении, предварительно нужно санировать полость рта, удалить зубной камень и бактериальный налет.

Классификация альвеолита

В клинической практике выделяют острое воспаление лунки удаленного зуба, которое формируется через 1-4 дней после операции, и хроническое – через несколько недель.

Кроме того, альвеолит может быть:

• Серозным.

Первые симптомы проявляются на 3-4 день и сохраняются 7-10 дней. Пациенты жалуются на боль в месте вмешательства, которая усиливается при приеме пищи, может быть характерно затрудненное открывание рта. В лунке полностью или частично отсутствует кровяной сгусток. Общее состояние остается нормальным.

• Гнойный.

Более серьезная форма. Характерна постоянная боль при приеме пищи, разговоре или просто открывании рта. Заметен выраженный отек лунки, который распространяется на другие ткани челюстно-лицевой области. Лунка покрыта серым налетом. Появляется неприятный запах и привкус. При этой форме ухудшается самочувствие, может появляться температура тела – до 38º С.

• Хронический гнойный.

Постепенно острое гнойное воспаление переходит в хроническое. Характерна стабилизация состояния, симптомы стихают. Однако в лунке начинается разрастание мягких тканей.

Первые симптомы воспаления

После удаления зуба, особенно третьих моляров, или если операция прошла сложно, стоматолог назначает график посещений для оценки заживления раны и выявления первых симптомов воспаления:

1. Нарастающая боль после удаления, которая сохраняется более 3-5 дней и распространяется на соседние области.
  2. Появление серого налета, отсутствие сгустка, образование гноя.
  3. Неприятный запах и привкус во рту любой степени выраженности.
  4. Отек лунки зуба, который распространяется на соседние ткани.
  5. Ухудшение самочувствия: повышение температуры, слабость и др.

Лечение

Тактика лечения определяется клинической картиной и степенью выраженности симптомов. При своевременном вмешательстве лечение самое простое – антисептическая обработка, а также очищение лунки от некротизированных тканей. После в лунку закладывают специальное лекарство с выраженным противовоспалительным и антисептическим эффектом. При гнойных формах заболевания, кроме лечения в кресле стоматолога, требуется курсовой прием антибиотиков.

Профилактика

Профилактика альвеолита сводится к строгому соблюдению рекомендаций врача после удаления зуба. Основные меры включают:

• Прием лекарственных средств строго по графику.
  • Ограничение приема пищи после операции на 2-4 часа в зависимости от групповой принадлежности зуба и способа удаления.
  • В первые сутки из рациона исключают горячее, холодное, острое и твердую пищу, которая требует тщательного пережевывания.
  • Категорически запрещено травмировать сгусток: трогать языком лунку, в первые 1-3 дня использовать электрические зубные щетки, полоскать полость рта и др.

Лечение альвеолита в клинике Axioma Dental

Лучшее лечение – это профилактика. Врачи нашей клиники пользуются атравматичными методами удаления зубов. А для уменьшения рисков возможных осложнений на мягкие ткани лунки накладывают швы, независимо от групповой принадлежности.

Это новый стандарт лечения, который поможет сохранить сгусток в целостности, предотвратить проникновение инфекции, следовательно, практически исключить альвеолит.

Наличие собственного визиографа позволяет своевременно выявлять осложнения, например, переломы альвеолы, сколы корней зубов, которые могут остаться в лунке и спровоцировать воспаление.