Уважаемые пациенты! Мы не работаем 1 и 9 мая. Но мы доступны по телефону +7 (921) 401-99-66.

Уважаемые пациенты! Мы не работаем
1 и 9 мая. Но мы доступны по телефону +7 (921) 401-99-66.

Повышенная чувствительность зубов – причины и лечение

Дата публикации: 19.10.2021

Содержание

Повышенную чувствительность зубов стоматологи называют гиперестезией – это острая боль, которая возникает в ответ на действие холодных раздражителей, будь то напитки, еда или даже морозный воздух. По мнению стоматологов, с повышенной чувствительностью зубов сталкивался практически каждый. Но если гиперестезия длительно сохраняется, то нужно посетить клинику, например, Axioma Dental в Санкт-Петербурге. Здесь прием ведут опытные специалисты, которые быстро установят причину повышенной чувствительности зубов, ведь иногда это заболевания зубов и десен.

Повышенная чувствительность зубов: причины

Снаружи зуб покрыт эмалью – самой прочной минерализованной тканью. Ее главная задача – защита от механический, термических и химических раздражителей. Под эмалью расположен дентин, который имеет трубчатое строение. Каждая трубочка заполнена жидкостью, которая является отличным проводником для различных раздражителей.

В них входят чувствительные окончания пульпы – нервы. И когда термический фактор действует на жидкость этих трубочек, она передает сигнал к нервам, так появляется резкая боль, которая быстро проходит после устранения термического раздражения.

В соответствии с этим основной причиной появления повышенной чувствительности зубов является:

• кариес, особенно в пришеечной области, где анатомически эмаль тоньше;
  • обнажение шеек зубов, где эмаль переходит в цемент корня, например, из-за болезней десен, сопровождающиеся рецессией (опущением);
  • деминерализация;
  • клиновидный дефект;
  • гипоплазия и тем более аплазия эмали;
  • патологическая стираемость зубов, из-за чего обнажается дентин.

Злоупотребление кислотными напитками, например, свежевыжатыми соками, сладкими газировками приводит к тому, что эмаль становится более пористой. Кроме того, такие напитки предрасполагают к развитию кариеса и болезней десен.

Повысилась чувствительность зубов после стоматологического лечения

Иногда повышенная чувствительность зубов может быть ожидаемой реакций, например, после проведения некоторых стоматологических манипуляций. К их числу можно отнести:

• Отбеливание зубов.

В ходе процедуры используется химически активный гель, воздействие которого агрессивно. Именно поэтому перед отбеливанием и после него всегда проводится реминерализация – насыщение эмали минералами. Кроме того, в домашних условиях рекомендовано использование лечебно-профилактических паст с содержанием минералов и направленных на устранение повышенной чувствительности зубов (десенсибилизирующие).

• Профессиональная гигиена полости рта.

Обычно камень образуется в пришеечной области зубов и если это обильные отложения, то под их весом смещается десна. После процедуры профессиональной гигиены полости рта обнажаются чувствительные участки зубов. И гиперестезия сохраняется до того момент, пока десна не вернется на свое место. Иногда для этого требуется от нескольких дней до недель. Поэтому завершающим этапом процедуры является реминерализация эмали.

• Пломбирование.

При лечении глубокого кариеса или среднего, но в пришеечном области, может формироваться повышенная чувствительность зубов. И провоцирует ее временное раздражение пульпы. Но если боль становится постоянной и не зависит от действия раздражителей, то это может указывать на осложнения кариеса.

Повышенная чувствительность зубов: лечение

Тактика зависит от основной причины, поэтому так важно провести тщательное обследование, ведь могут действовать сразу несколько факторов.

Например, при кариесе и клиновидном дефекте не обойтись без пломбирования. В клинике Axioma Dental врачи используют современное оборудование и материалы. Пломбирование клиновидных дефектов и кариеса в пришеечной области сложное, что объясняется анатомическими особенностями, а многократное увеличение позволяет провести лечение с гарантией качества.

При обширных кариозных полостях, патологической стираемости зубов может потребоваться установка вкладок или коронок. В нашей клинике собственная зуботехническая лаборатория с цифровым оборудованием CAD/CAM. В компьютере формируются параметры будущей конструкции, и она за несколько часов вытачивается на фрезерном станке.

Повышена чувствительность зубов, что делать дома

Гиперестезия – проблема, имеющая множество причин и иногда действует сразу несколько. Поэтому крайне важно пройти лечение не только в клинике, но и продолжить его в домашних условиях. Для этого достаточно следовать советам:

• Чистка зубов и щетка.

При появлении чувствительности нужно наладить гигиенический уход: использовать правильно подобранную зубную щетку. Стоматологи рекомендуют использовать щетки средней жесткости с закругленными кончиками, которые не повреждают эмаль. Мягкие и жесткие щетки имеют свои показания, которым нужно строго следовать. Чистка зубов должна проводиться минимум дважды в день, выметающими движениями.

• Выбор пасты.

При гиперестезии нужно отказаться от использования отбеливающих, а также паст с высокой абразивностью. Вместо этого выбирать те, что предназначены специально для чувствительных зубов. Их отличает высокое содержание минеральных комплексов и средств минерализации.

• Коррекция питания.

Из рациона нужно исключить кислые напитки и еду, которая может провоцировать повреждение эмали. Нужно исключить и температурные перепады, которые могут привести к формированию микротрещин эмали.

Ну и главный совет – регулярное посещение стоматолога для лечебно-профилактических мероприятий. Своевременное удаление зубного налета и камня, реминерализация помогут избежать гиперестезии и многочисленных болезней полости рта. Но как лечить повышенную чувствительность зубов должен определять только врач, после осмотра и проведения диагностических тестов. Клиника Axioma Dental приглашает на прием и весь комплекс лечения.

Источники:

1. Головатенко О.В. Процессы де- и реминерализации эмали у больных с клиновидным дефектом и эрозией твердых тканей зубов, 2006
  2. Сабуров С.К. Диагностическое и прогностическое значение профессиональной гигиены полости рта в профилактике заболеваний пародонта, 2004
  3. Николаев Дмитрий Александрович. Диагностика и лечение кариеса контактных поверхностей жевательных зубов, 2015

Автор-эксперт:
Богданова Александра Игоревна
Врач стоматолог-ортодонт

Информация, представленная в статье, размещена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста.

При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.