Лечение кариеса

Кариес – патологический процесс разрушения зубов. Это самое распространенное заболевание, которое выявляется у 98-100% людей. Неудивительно, что лечение кариеса – основная причина обращения в стоматологическую клинику.

vida-kariesa.jpg

Почему появляется кариес на зубах

Основная причина кариеса – деятельность группы бактерий: стрептококков и лактобактерий, в норме проживающих в полости рта. В ходе жизнедеятельности бактерии выделяют кислоты, которые разрушают эмаль, а после – дентин.

Но для развития кариеса нужен триггер – пусковой механизм. Им может стать:

• Плохая гигиена полости рта.

Чистка зубов контролирует численность и жизнедеятельность бактерий, уничтожает их скопления – микробную бляшку.

• Особенности питания.

Преобладание в рационе простых углеводов – не причина, но предрасполагающий фактор для развития кариеса. Ведь углеводы – питательная среда для роста и размножения кариесобразующей флоры.

• Вредные привычки.

У курильщиков на зубах образуется плотный, липкий налет, на который оседают бактерии и образуют колонии. Негативное влияние смол и веществ, содержащихся в сигаретном дыме, снижает защитные функции полости рта.

• Сухость полости рта.

Ксеростомия – распространенная проблема, которая часто диагностируется у курильщиков, а также людей, страдающих от болезней внутренних органов и обменных процессов, например, диабета.

• Неправильный прикус.

Скученность зубов и другие патологии прикуса затрудняют очищение полости рта и предрасполагают к скоплению налета и образованию зубной бляшки – причины кариеса и воспалительных болезней десен.

• Ослабление эмали и дентина.

Снижение плотности эмали происходит по разным причинам. Главная – дефицит кальция, фосфора и витаминов, регулирующих их обмен в рационе. Часто такая проблема диагностируется у вегетарианцев, веганов.

Несмотря на предрасполагающие факторы, предотвратить и вылечить кариес на ранних стадиях возможно. В этом помогут врачи клиники Axioma Dental в Санкт-Петербурге. Здесь составят план профилактики, учитывающий влияние агрессивных факторов и слабые звенья стоматологического здоровья пациента. Лечение на ранних стадиях в нашей клинике проводят без сверления зубов.

Симптомы кариеса в зависимости от стадии развития

Кариес – стадийный процесс, и каждая стадия является осложнением другой, когда отсутствует лечение. От стадии кариеса зависят характерные симптомы и методы лечения:

• Стадия белого пятна.

На поверхности зубов появляются белые, матовые пятна, которые сложно заметить. Субъективных симптомов нет, хотя некоторые пациенты жалуются на чувство оскомины.

• Поверхностный кариес.

Это дефект в пределах эмали. Появляется пятно различной окраски: белое, желто-коричневое. В фиссурах жевательных зубов пятна имеют темный цвет.

• Средний кариес.

Патологический процесс перешел эмаль-дентинную границу и продвигается к пульпе. Эта граница – первая чувствительная зона зуба, поэтому появляется кратковременная боль – реакция на температурные раздражители.

• Глубокий кариес.

Последняя стадия развития кариеса, дальше осложнения – пульпит. На этой стадии можно заметить кариозную полость или же часть зуба изменила цвет, через эмаль просвечивается темный, окрашенный дентин. Возникает кратковременная боль при действии раздражителей: горячего, холодного, сладкого и др.

Кариозные полости формируются на разных участках зуба, но чаще на жевательной и контактной поверхности (между зубами), в фиссурах, пришеечной области, где очищение затрудненно. Реже поражается режущий край передних зубов.

Методы лечения кариеса

Главный принцип работы стоматологов клиники Axioma Dental – максимальное сохранение здоровых тканей, комфортное и безболезненное лечение.

Тактика зависит от стадии кариеса, например, на ранних используют методы лечения без сверления – реминерализацию или ICON.

Если же кариес перешел эмаль-дентинное соединение, то используют классическое лечение, которое проходит по следующему алгоритму:

1. Анестезия.
  2. Изоляция рабочего поля – установка коффердама.
  3. Препарирование (сверление зуба) с целью удаления пораженных тканей.
  4. Антисептическая обработка полости.
  5. Восстановление анатомической целостности зуба при помощи пломбировочного материала. Врач воссоздает бугры жевательных зубов, контакты. Материал подбирается по цвету зуба.
  6. Оценка реставрации по прикусу. При необходимости проводят коррекцию.
  7. Шлифовка и полировка.

Возможные последствия кариеса

Если вовремя не вмешаться в процесс, то кариес прогрессирует – переходит из одной стадии в другую. Со временем развивается осложнение – пульпит, то есть воспаление «нерва» зуба. Это чревато острой, труднопереносимой болью и сложным, дорогостоящим лечением.

Если отсутствует своевременное лечение пульпита, то болезнь прогрессирует, переходит в периодонтит. Еще одно возможное осложнение – периостит («флюс») или другие тяжелые зубные инфекции, представляющие угрозу для здоровья и даже жизни пациента.

Как предотвратить кариес

Врачи клиники Axioma Dental приглашают пациентов для лечения и профилактики кариеса, программа которой составляется после осмотра и учитывает особенности пациентов.

На профилактических осмотрах в нашей клинике проводят:

• осмотр полости рта для выявления кариеса на ранних стадиях;
  • оценивают состояние пломб и других реставраций;
  • профессиональную гигиену полости рта – удаление зубного камня и налета;
  • реминерализацию эмали;
  • обучают правилам домашней гигиены.

Также проводится лечение кариеса молочных и постоянных зубов без боли и страха с использованием современного оборудования и материалов.

Маканина Лина Викторовна

Врач стоматолог-терапевт